Закрыть
Новосибирск
  Символы смерти в искусстве Европы

Символы смерти в искусстве Европы

Картины художников во все времена отображали наиболее значимые моменты в жизни человека. Смерть представлялась одним из подобных факторов. Достаточно вспомнить наскальные рисунки в пещерах или стены египетских гробниц. Ничем не лучше росписи в Храмах. Внутри многих церквей можно заметить изображения Ада и Рая в представлении людей того времени.

Череп или Адамова голова

Всем известное изображение черепа на скрещенных костях относится к библейским сюжетам. Голова Адама покоится на бедренных останках Евы. По поверьям, останки прадавних людей были захоронены на Голгофе, том самом месте, где был распят Христос. Своею кровью Спаситель омыл прах первых людей и тем самым очистил человечество от первородного греха. Насколько подобная история соответствует истине зависит от веры читающего.

Ангелы и всадники, забирающие души

В Средние века велись постоянные войны за раздел территории. Немало людей полегло на полях сражений. Второй угрозой существованию была тотальная антисанитария. Эпидемия чумы за год уносила с собой не меньше жертв. Не зря Ангела Смерти стали стойко ассоциировать со всадником на коне. С большой скоростью Жнец душ проносился по селениям и забирал с собой смертельную жатву.

Скелет

Наиболее прозаичным намёком оставался человеческий остов. Белеющий скелет часто можно было увидеть в лесной чаще, где умирал от голода и холода перехожий. Или у перекрёстков дорог, где вешали разбойников и убийц. Тесное соприкосновение со смертью даже породило соответствующее латинское выражение «Carpe Diem» или «Наслаждайся моментом». Пока жив следует думать о жизни, а не о смерти.

Триумф и Пляска смерти

Оба сюжета настраивают зрителя на смирение перед Неизбежным. Не важно, богатый или бедный, безграмотный или философ, вельможа или селянин, ребёнок, женщина или старик – всем уготовано уйти в мир иной. Смерть не проводит никаких различий. Именно так и изображали Триумф Смерти – разящую всех своим мечом или косой сущность в длиннополых лохмотьях.

Не менее распространённым вариантом был хоровод из живых людей и скелетов. При первом взгляде на такую картину зритель не видел разницу, и лишь затем, приглядевшись, рассматривал отдельные силуэты человеческих остовов. В безумном танце кружились люди различной гендерной, сословной и возрастной принадлежности.

Со своей стороны Церковь поощряла создание подобных полотен. Явная картина Неизбежного вселяла своеобразный ужас и благоговение. Ведь священнослужители одновременно запугивали свою паству и указывали путь, как избежать подобного: необходимо в молитвах искупать свои грехи.

Мёртвая природа - натюрморт

Пару столетий спустя художники уже перестали настолько натурализировать картины смерти. Люди не желали вслух упоминать о страшном грядущем. В это время создаётся немало натюрмортов, таящих в себе скрытые намёки. Уже сама мёртвая природа должна была создать общее впечатление о полотне. Уточняющие символы лишь подсказывали направленность.

Изображения фруктов, овощей и цветов неминуемо указывало на минутность переживаемого. Вот цветок ещё свежий, а уже через пару часов с него опали все лепестки. Часы обозначали «тикающее» для каждого время. Словно норна прядущая нитку и отмеряющая каждому свой век. Горящая свеча символизировала долгую память о почившем, а вот потухшая напрямую говорила о смерти.

В натюрмортах встречались и живые элементы. Например, присевшая бабочка обозначала мимолётность мгновения. Картина Василия Верещагина «Апофеоз войны» до сих пор будоражит умы критиков. На фоне гор из черепов летают вороны. С одной стороны, черепа – это мёртвая природа. С другой – летающие вороны и кружащиеся над падалью являются не меньшим символом смерти.

Романтизм и кладбища

В 19-м веке было побеждено множество болезней, на полях сражений гибло всё меньше людей из-за вовремя оказанной медицинской помощи. Теперь тематика смерти овеивалась неким ореолом. Художники стали изображать кладбищенские пейзажи наряду с сельскими. Сами картины носили умиротворяющий взгляд на вещи.

Картины ужаса

Происходившее в нацистских лагерях Германии, при режиме Пол Пота в Камбоджи, во время множества других войн 20-го века не может не ужасать. И на фоне этого создаются таки шедевры, как «Герника» Пабло Пикассо или «Проигрыш разума перед материей» Отто Раппа. Не смотря на развитие цивилизации ментально люди продолжают оставаться животными и демонстрировать самые худшие проявления этой сущности – продолжают убивать себе равных.

Возможно, вам будет интересно:

Дополнительная информация:

18 февраля 2020
Консультация по организации похорон
Звоните
Оставить заявку на звонок